Через два года в большинстве районов Москвы состояться муниципальные выборы.

На фоне эпидемии короновируса, карантина, самоизоляции, выборов в Государственную Думу в следующем, 2021 году, и и транзита верховной власти в России в целом муниципальные выборы кажутся как будто чем-то малозначительным. Но и в условно более спокойное время интерес к выборам на муниципальном уровне был довольно низок. На местных выборах в сентябре 2017 года явка избирателей составила менее 15%. Это показывает, что интерес к муниципальным выборам и органам местного самоуправления как таковым у москвичей крайне низок. Явка намного ниже, чем на выборах городского и, тем более, федерального уровня.

Важность местных выборов и органов местного самоуправления — это то немногое что нам следует позаимствовать с Запада. В США и Западной Европе на муниципальные выборы ходят не меньше, а может даже и больше людей, чем на выборы парламентов и президентов этих стран. Впрочем, низкая явка на муниципальные выборы в России и, в частности, в Москве объясняется не политической безответственностью москвичей, а фактическим отсутствием у муниципалитетов полномочий и ресурсов. Если рассмотреть бюджеты муниципальных округов, то больше половины расходов уходит на выплату зарплат главе муниципального образования и сотрудникам аппарата.

Расходы Марьино, самого большого по численности населения муниципального округа Москвы, согласно бюджету на 2020 год составят всего 32 221 400 рублей. Население Марьино при этом составляет 253 910 человек. Выходит, что на одного жителя округа приходятся жалкие 127 рублей. Смешно!!! Если бы на уровне муниципалитетов распределялось хотя бы треть от трехтриллионного московского бюджета, то в среднем бюджет каждого московского муниципального округа составлял бы около семи миллиардов рублей, в двести раз больше чем бюджет самого крупного московского муниципалитета в нынешней ситуации. В этом случае жители смогут через своих муниципальных депутатов контролировать расходы на благоустройство своих районов, на содержание больниц, поликлиник, школ и детских садов в своих районах. В такой ситуации о всяких слияниях и оптимизациях не могло бы быть и речи.

Помимо ресурсов у муниципалитетов недостаточно полномочий. Это связано с фактическим двоевластием в московских районах. Помимо муниципалитета в каждом московском районе есть управа. По сути она является наместничеством мэрии в районе и подотчетна не жителям своего района, а чиновникам мэрии и префектур. При этом основные вопросы жизни района решает именно управа, а не муниципалитет. Управа дублирует функции муниципалитета и отбирает у него ресурсы и полномочия. Мэрия не должна решать до мелочей вопросы жизни каждого из районов. Она должна концентрироваться на проблемах общегородского значения. А вопросы местного значения следует отдать муниципалитетам, конечно вместе с ресурсами и полномочиями. Тогда управы можно будет упразднить, а функции координации работы городских и муниципальных властей передать в префектуры.

Будь у муниципалитетов ресурсы и полномочия, имей они возможность реально решать такие вопросы как благоустройство, образование и здравоохранение, социальная защита – все то, что имеет первостепенное значение для жителей – явка на муниципальные выборы была бы выше, чем на выборы Президента или Государственной Думы. К сожалению, вопросы, связанные с перераспределением ресурсов и полномочий к муниципалитетам, лежат вне сферы полномочий органов местного самоуправления. Эти решения должны быть приняты на городском и федеральном уровне. Поэтому расширение полномочий и повышение финансовой обеспеченности органов местного самоуправления должны быть одними из основных наказов избирателей депутатам Московской городской Думы и Государственной Думы.

Но, как известно, политика, в том числе и на муниципальном уровне, — искусство возможного. Поэтому даже в нынешних реалиях роль муниципалитетов может быть выше. Прежде всего тут хочется обратиться к жителям районов Москвы с призывом прийти на муниципальные выборы и отдать свой голос за того, кто по вашему мнению наиболее достоин представлять ваши интересы в муниципальном собрании вашего района. Приход на муниципальные выборы означает, что житель чувствует свою сопричастность и ответственность не только по отношению к своей стране, но и к своему району. Да, в нынешних условиях у вашего избранника будет минимум ресурсов и полномочий. Но в любом случае это будет ваш избранник. Он будет реализовывать свои, пусть и маленькие, полномочия в интересах жителей, а не чиновников. Тем более если явка на муниципальные выборы будет не 15%, а хотя бы 50% жителей, политический вес избранных ими муниципальных депутатов даже в нынешних условиях будет намного выше, ведь за каждым из них будет стоять в разы больше избирателей. Высокая явка избирателей на местные выборы будет дополнительным аргументом в руках ответственных политиков городского и федерального уровня в пользу передачи на уровень муниципалитетов ресурсов и полномочий.

Каким бы сложным ни было положение московских муниципалитетов у местных депутатов не отнять их главного преимущества – близости к обычным людям, к своим избирателям. Любой москвич при необходимости всегда сможет достучаться до своего муниципального депутата. Попросить о помощи, предложить свои идеи касательно развития района или в том случае, если избранник окажется политически непорядочным, спросить с него. Ведь у муниципального депутата в отличии от депутатов более высокого уровня нет машин с водителями или кабинетов в режимных зданиях с пропускным режимом. И от ответа ему не уйти.

Поэтому еще раз повторим призыв к москвичам, прийти на муниципальные выборы массово, не хуже, чем на выборы Президента и отдать свои голоса за тех, кого считаете достойными. Но выборы это не только избиратели, но и кандидаты. И тут хотелось бы обратиться уже к районным активистам. В последние годы в Москве появилось довольно много активистов. Эти люди готовы тратить свое свободное время, свои нервы и свои ресурсы на то, чтобы делать свои районы и весь город лучше, комфортней и безопасней. Конечно, в общем масштабе населения Москвы активисты – капля в море. Но в большинстве районов города уже сформированы команды, готовые идти на местные выборы и побеждать на них. Формирование команд активистов происходило стихийно, ради решения какой-то конкретной проблемы, а не под муниципальные выборы.

Тем лучше. Не вызывает сомнения что эти люди включились в общественную жизнь не ради власти, благ и привилегий, а ради своих соседей, своих районов и своего города. Следствием этого зачастую является подчеркнутая аполитичность активистов. Причем, в первую очередь, речь идет не о нежелании ассоциироваться с теми или иными партиями или идеологиями, а о нежелании участвовать в политике, как в чем-то грязном и недостойном. Из этого вытекает неприятие идеи участвовать в выборах, в том числе и местных. Дескать, зачем идти во власть, если она портит. Но, вникнув в суть, становиться ясно, что по факту такая модель мышления выгодна как раз тем, кто ради своих корыстных интересов пренебрегает интересами москвичей. Ведь если те самые активисты не будут стремиться во власть, то нечистые на руку чиновники и бизнесмены будут продолжать жить припеваючи. Поэтому не удивительно что они сами стимулируют подобного рода настроения.

В связи с этим хотелось бы еще раз обратиться с призывом на этот раз непосредственно к районным активистам. Давайте без ложной скромности обозначим тот объективный факт, что именно вы больше всех достойны быть представителями своих соседей в муниципальных собраниях! Статус муниципального депутата — это, прежде всего, ответственность. А вы и так отличаетесь повышенным чувством ответственности за своих соседей и свои районы. Иначе бы не занимались своей активистской деятельностью. Как говориться, кто если не вы?! Для районного активиста выдвижение в муниципальные депутаты является, прежде всего, долгом перед своими соседями и своим районом.

А что кается того, что власть портит, то тут хотелось бы обозначить два момента. Первое и главное: деятельность районного активиста формирует определенные психологические и морально-этические качества, благодаря которым человек, даже получив определенную долю власти, будет ставить общественное выше личного. Увы, могут быть и исключения, но они единичны и лишь подтверждают правило. Надо верить в себя и, в том числе, в свою способность не изменять своим принципам.

Второй же момент более прозаичен. Как уже отмечалось выше, московские муниципалитеты имеют мизерные ресурсы и полномочия. Пожалуй единственным позитивным следствием этого является относительно низкий уровень коррумпированности московских муниципалитетов. Коррупция, вслед за деньгами и полномочиями, также оказалась стянута наверх, в мэрию и префектуры. Стало быть, риск превратиться в коррупционера у муниципального депутата такой же мизерный как и бюджет московских муниципалитетов.

Главным бичом муниципальных депутатов является не коррумпированность, а равнодушие. Ведь во многих районах, особенно в так называемых спальниках, местными депутатами являются директора школ, главврачи поликлиник и прочие подобные персонажи. Они могут быть и не плохими руководителями на своих должностях, но статус местного депутата для них не более чем дополнительная общественная нагрузка. Отношение к осуществлению депутатских полномочий в такой ситуации крайне формальное. Нет того огня в глазах и душах, который горит у активистов. А местный депутат, прежде всего, должен быть неравнодушным человеком. И именно это неравнодушие и должны привнести районные активисты, идя кандидатами на муниципальные выборы!

Андрей Монгуш, Движение "Гражданская солидарность"
муниципальные выборы, муниципальные депутаты, Москва, управы, политика, выборы
Добавлено: 8-05-2020, 13:58
0
2 546

Похожие публикации


Наверх